Одной из главных задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Решению этой задачи подчинена вся деятельность ДОУ и её сотрудников.
В начале и конце учебного года медицинская сестра и педагоги проводят обследование физического развития детей.
Медсестра контролирует выполнение режима, карантинных мероприятий, проводит лечебно-профилактическую работу с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием. В течение года организован осмотр детей врачами–специалистами.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и изолятора. Оборудование: письменный стол, стулья, шкаф канцелярский, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик со средствами для оказания неотложной помощи и с набором прививочного инструментария, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник и др.
Воспитание здорового образа жизни у детей ДОУ
Мероприятия |
% охвата детей |
Теоретические и практические занятия по формированию валеологической культуры |
100 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
100 |
Дни здоровья |
100 |
Детский клуб оздоровительной направленности |
100 |
Соревнования |
100 |
Спортивные развлечения |
100 |
Динамический час |
100 |
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей МБУ
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни
|
% охвата родителей |
Родительские собрания |
100 |
Дни открытых дверей |
80 |
Информационные бюллетени |
100 |
Справочное бюро, телефон доверия |
100 |
Совместные мероприятия для детей и родителей |
100 |
Выпуск газеты |
100 |
Консультационный пункт «Взаимопонимание» |
80 |
Педагогические листовки |
100 |
Родительский клуб «Содружество» |
80 |
- Охрана и укрепление здоровья воспитанников
Одним из направлений ДОУ является физкультурно-оздоровительная работа с детьми, основными задачами которой являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- снижение заболеваемости, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
- развитие двигательных умений и навыков.
Для решения физкультурно-оздоровительных задач проводится многоплановая система мероприятий.
- физкультурные занятия;
- спортивные праздники, досуги;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна;
- физкультурные минутки;
- прогулки;
- самостоятельная двигательная деятельность.
- закаливание;
- фитонцидотерапия;
Для реализации задач физического воспитания дошкольников деятельность в детском саду организована таким образом, чтобы каждый ребенок был связан с радостью познания мира движений, совершенствованием двигательных возможностей, физических качеств.
В ДОУ созданы следующие условия для реализации этой цели:
- физкультурный зал со стандартным и нестандартным оборудованием;
- спортивная площадка для проведения мероприятий на открытом воздухе;
- летний бассейн;
- физкультурные уголки в групповых комнатах с оборудованием для развития и совершенствования основных движений;
- кабинеты педагога-психолога.
Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в ДОУ, определяется рядом условий, среди которых основными являются:
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям;
- врачебно-педагогический контроль;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью посредством специально организованных занятий;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
С целью повышения интереса детей к физической культуре, с учетом психофизических особенностей детей проводятся разные виды занятий (сюжетные, тематические, на подвижных играх). В работе с детьми нами используются методические рекомендации Н. В. Полтавцевой «С физкультурой в ногу из детского сада в школу», Н.А.Фоминой «Сюжетно-ролевая музыкально-ритмическая гимнастика в физическом воспитании
дошкольников», которые позволяют обеспечить максимальное разнообразие и вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Во всех группах детского сада проводится утренняя гимнастика: традиционная, сюжетная, ритмическая, на подвижных играх. Вид утренней гимнастики зависит от возраста и уровня развития детей. На каждую группу имеется картотека утренней гимнастики. Гимнастика после дневного сна проводится, начиная со 2 младшей группы, включает в себя разминку в постели, элементы самомассажа, ходьбу возле кровати по массажным коврикам и ребристым доскам, игры малой подвижности, закаливающие процедуры – босоножие.
Физкультурные занятия проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста и имеют разнообразные формы:
- традиционное,
- сюжетные,
- круговая тренировка,
- тематическое,
- игровые (на подвижных играх, играх-эстафетах);
- ритмика.
Физкультурные занятия на воздухе построены на игровых упражнениях, подвижных и народных играх, играх-соревнованиях.
У воспитателя по физической культуре имеется картотека игр, содержащая подвижные, народные, подвижные игры экологической направленности, игры для гипер- и гипоактивных детей, игры-хороводы, дидактические игры с движениями для старших дошкольников. Картотека используется как воспитателем по физической культуре, так и воспитателями групп для планирования двигательной активности в течение дня. Систематический контроль за нагрузкой и состоянием здоровья детей осуществляется совместно с медицинским персоналом. Результаты и рекомендации заносятся в паспорт здоровья каждой возрастной группы. Совместно с медицинскими работниками и врачом-педиатром из городской поликлиники составляется план оздоровительных мероприятий и осуществляется контроль за проведением физкультурных занятий и оздоровительных мероприятий. Педагог-психолог наблюдает за протеканием периода адаптации, консультирует родителей по взаимодействию с ребенком в данный период. Результаты работы обсуждаются на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума, составляется индивидуальная программа развития. В целях закаливания мы используем босохождение, сон без маек. Закаливания проводится на положительном эмоциональном фоне при полном комфорте детского организма. По итогам таблицы «резистентность заболеваний» мы видим, что количество часто болеющих детей снижается.
«Резистентность заболеваний
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1,85% |
1,83% |
1,82% |
Охрана и укрепление здоровья дошкольников достигается через повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности. Разнообразная интенсивная двигательная деятельность детей в течение дня, применение различных форм по физическому воспитанию, усиленное внимание к вопросам закаливания, гибкое планирование, а также рациональное питание оказали благоприятное влияние на общее физическое развитие детей.