Добро пожаловать
Развивайка
Реализация ФГОС ДО в детском саду
Региональная инновационная площадка в сфере образования
Детский музей
Психолого-педагогическое сопровождение
Организация питания
Всегда на связи
Национальный проект "Образование"
Территория креативности
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Содержание (программа) коррекционной работы
- Категория: Uncategorised
- Обновлено 09.06.2017 11:46
- Создано 09.06.2017 11:46
- Автор: Администратор сайта МАОУ ДС № 120
- Просмотров: 10966
Содержание (программа) коррекционной работы.
Важным компонентом в образовательном процессе детского сада является коррекционно-развивающее обучение и воспитание, позволяющие решать задачи своевременной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В детском саду в группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В компенсирующих группах для реализации образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Реализацию данных образовательных областей осуществляют учителя-дефектологи и учитель-логопед посредством организации непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим миром; развитию элементарных математических представлений; развитию речи; развитию речевого (фонематического) восприятия; подготовке к обучению грамоте; ознакомлению с художественной литературой.
Решение программных образовательных задач специализированной программы обеспечивается в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Для реализации образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Реализацию данных образовательных областей осуществляют воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также при проведении режимных моментов.
Организация непосредственно образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности осуществляется в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Индивидуальная работа организуется на основе содержания индивидуально-ориентированной программы на каждого ребёнка, разработанной совместно учителем-дефектологом, узкими специалистами и воспитателями группы в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития каждого ребёнка.
Адаптации основной образовательной программы в группах компенсирующей направленности детского сада осуществляется следующим образом: внесение изменений в основное содержание Программы и организацию деятельности по ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ, а именно: внесение изменений в целевой раздел (в части определения задач, принципов реализации Программы, описания планируемых результатов освоения Программы и др.), содержательный раздел (в части определения задач психолого-педагогической работы, используемых Программ и методик и др.), организационный раздел (в части определения режима дня, описания материально-технического обеспечения, предметно-развивающей среды и др.). Включение дополнения в содержательный раздел вариативной части Программы, а именно – включение описания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений.
Цель коррекционной работы детского сада – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи: - своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и психическом развитии;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с нарушением в физическом и психическом развитии;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории детей и основывается на следующих принципах и подходах:
Принципы коррекции для детей с ОВЗ:
- своевременность коррекции отклонений в развитии;
- учёт общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;
- учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;
- обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний закономерностей нормального развития ребёнка (с максимальной адаптацией к окружающей действительности);
- проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своём развитии анализаторов, функций и систем ребёнка с ОВЗ с коррекцией дефектных;
- осуществление комплексного (физиологический, психолого-педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ;
- осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОВЗ (учёт психофизиологических особенностей ребёнка с ОВЗ при подборе длительности мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения заданий);
- конструирование содержания коррекционной работы и подбор темпа при выполнении её заданий на основе непрерывности и преемственности дошкольного и школьного материала при соблюдении дидактических требований соответствия содержания возможностям детей;
- осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
- осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);
- обеспечение преемственных связей между дошкольной образовательной организацией (группами для детей с ОВЗ) и соответствующим типом школы;
- обеспечение непрерывности дошкольно-школьного образования на основе ФГОС и лечения детей с ОВЗ;
- обеспечение системы работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с ОВЗ;
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Программа коррекции включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их углубленного комплексного обследования (медико-психолого-педагогическое изучение, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений) и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОО;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях ДОО (создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально направленной коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ); способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий дошкольников с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет определить формы дальнейшего школьного обучения ребёнка с ОВЗ и подготовить его к обучению в школе;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — дошкольниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.
В условиях детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в рамках общеразвивающей группы. Процесс инклюзивного образования обеспечивается педагогами общеразвивающих групп.
Специальная педагогическая помощь оказывается как внутри учреждения (занятия с логопедом, дефектологом, психологом), так и вне его (в специальных коррекционных центрах).
Реализация сопровождения воспитанников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования осуществляется по нескольким модулям:
Диагностический модуль включает всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с ЗПР.
Коррекционно-развивающий модуль включает систему профилактических и развивающих занятий специалистов детского сада (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).
Образовательный модуль включает разработку индивидуального образовательного маршрута (программы), в реализацию которого включаются как воспитатели группы, так и узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре).
В рамках данного модуля основным необходимым условием является учёт особенностей и уровня развития ребёнка с ОВЗ при организации образовательного процесса.
Воспитательный модуль предусматривает работу по формированию толерантности у детей, не имеющих трудностей в обучении, к детям с ОВЗ. Работа в данном модуле строится через организацию совместных мероприятий для детей, включение детей с ОВЗ в коллективы нормально-развивающихся сверстников (кружки, секции, праздники).
Оздоровительный модуль охватывает все аспекты медицинского сопровождения детей с ОВЗ: регулярные (не реже 2-х раз в год осмотры врача-психиатра, курсовое лечение в условиях стационарных мед.учреждений, приём мед.препаратов).
С целью обеспечения эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеразвивающей группы в ДОО созданы специальные условия. Организация всех видов детской деятельности с учётом особенностей психо-физического развития детей с ОВЗ.
С целью соблюдения охранительного режима, исключения возможности переутомления педагогами, работающими с ребёнком с ОВЗ, чётко регламентируются физическая и интеллектуальная нагрузка на ребёнка в течение каждого дня учебной недели. Для этого составляется индивидуальный график занятости ребёнка, в котором рационально распределяются двигательные и интеллектуальные, фронтальные и индивидуальные формы деятельности.
Также в каждой из групп на начало учебного года составляется экран физразвития на всех воспитанников группы, где указываются особенности физического развития, психо-соматический статус каждого ребёнка, что позволяет учитывать особенности всех детей (в том числе и ребёнка с ОВЗ) при организации учебно-воспитательной работы.
- Обязательная организация специальной коррекционно-развивающей работы всеми специалистами детского сада.
В циклограмме видов детской деятельности групп обязательно отведено время для индивидуальной работы с данными детьми воспитателями группы, а также узкими специалистами. Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. Кроме этого, детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы специализированная помощь оказывается педагогом-психологом детского сада, а также в профильных центрах психолого-медико-социального сопровождения.
- Подготовка педагогического состава работать в условиях инклюзивного образования.
Для реализации данного условия организована работа по самообразованию педагогов посредством изучения методической литературы, включение в годовой план работы детского сада ряда мероприятий обучающего характера для воспитателей общеразвивающих групп (семинаров-практикумов, консультаций, тренингов и др.), организация наставничества узких специалистов (дефектологов, логопеда) над педагогами общеразвивающих групп с целью наиболее эффективной организации инклюзивного процесса.
- Организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка с ОВЗ.
Родители вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, являются активными участниками службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с ОВЗ. Обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители получают всю интересующую их информацию о своём ребёнке: знакомятся с индивидуальной программой развития, посещают коррекционно-развивающие занятия и т.д. Педагоги обучают родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его коррекционного обучения и воспитания. Родители активно принимают участие в реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка (закрепляют изученный материал в домашних условиях, обеспечивают ребёнка с ОВЗ необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, медикаментозное лечение), если данная работа невозможна в условиях ДОО).
Основные формы взаимодействия детского сада с семьей ребёнка с ОВЗ:
- Знакомство с семьей: посещение, анкетирование.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.
- Образование родителей: проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки, игротеки, медиатеки и др.
- Организация совместной деятельности: организации тематических праздников, конкурсов, посещение культурных мероприятий.
- Привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях.
- Организация предметно-развивающей среды, максимально способствующей преодолению психофизического недоразвития у ребёнка с ОВЗ.
Материал во всех центрах детской деятельности подбирается с учётом структуры и сложности дефекта детей с ОВЗ, посещающих данную группу, и особенности усвоения материала каждым ребёнком. Этот материал в центрах детской деятельности выделен специальными сигнальными флажками, сигнализирующими ребёнку (и взрослым), что этот материал будет интересен и полезен для него.
Взаимодействие и сотрудничество с семьями обучающихся в рамках содержания Программы. Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Необходимыми условиями успешной реализации данного раздела Программы являются:
- Доброжелательный стиль ежедневного общения педагогов с родителями.
- Индивидуально-дифференцированный подход – выбор педагогом форм и средств взаимодействия с учетом ситуации, настроения, действие в интересах ребенка.
- Сотрудничество, а не наставничество, предполагающий создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Серьёзная подготовка к любому мероприятию с целью обеспечения качества
- Динамичность – быстрое реагирование наизменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
- знакомство родителей с Программой детского сада (наличие в свободном доступе);
- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по следующим линиям развития: здоровье и физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие.
- проведение коллективом детского сада систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы на основе следующих системообразующих принципов:
- персонализации получаемой информации: получение достоверной, целостной и комплексной (по всем направлениям развития ребенка) информации о потенциальных возможностях и реальных достижениях каждого конкретного ребенка в соответствии с его возрастными особенностями;
- непрерывность и динамичность информации;
- релевантность информации (данные, касаются конкретных проблем, человека, цели, периода времени);
- адекватность информации (адекватно отражающая заданные свойства объекта изучения (признаки, связи, измерения);
- смысловая однозначность информации (исключающая из информации двусмысленных слов или утверждений);
- корпоративная паритетность информации, предполагающая специфический результат взаимного обмена сведениями между источниками информации и создание информационного пространства, при этом информация выступает как информационное поле.
Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, интернет).
Оцените уровень коррупциогенности в нашем детском саду
Проголосовали: 21
Пробуем опрос
Проголосовали: 1