Добро пожаловать
Развивайка
Реализация ФГОС ДО в детском саду
Региональная инновационная площадка в сфере образования
Детский музей
Психолого-педагогическое сопровождение
Организация питания
Всегда на связи
Национальный проект "Образование"
Территория креативности
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Развивающая среда детского сада и её компоненты
- Категория: Методическая копилка
- Обновлено 01.02.2017 15:04
- Создано 01.02.2017 15:04
- Автор: Гариева Л.В.
- Просмотров: 7449
Развивающая среда детского сада и её компоненты
Автор: воспитатель высшей категории Гариева Л.В.
Развивающая среда - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
- обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:
- принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
- принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
- принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:
- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;
- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
- игрового развития;
- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;
- компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение Эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н.Николаевой
Эколого-развивающая среда
- это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Эколого-развивающие пространства
- это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Принципы лежащие в основе построения и эколого-развивающей среды.
1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2.Принцип активности, самостоятельности, творчества
3.Принцип стабильности - динамичности развивающей среды
4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования
5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7.Принцип открытости - закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
8.Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса,.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.
При построении развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать основные принципы:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости - закрытости и принцип учета половых и возрастных различий детей.
Оцените уровень коррупциогенности в нашем детском саду
Проголосовали: 21
Пробуем опрос
Проголосовали: 1
Комплексная безопасность
Дом, где живёт здоровье
Актуально
Инклюзивная деятельность
Здоровье и безопасность
Консультационный пункт "Содружество"
Странички педагогов
Наши достижения
Нам важно Ваше мнение
Оцените уровнь коррупциогенности в нашем детском саду
Проголосовали: 9