Добро пожаловать
Развивайка
Реализация ФГОС ДО в детском саду
Региональная инновационная площадка в сфере образования
Детский музей
Психолого-педагогическое сопровождение
Организация питания
Всегда на связи
Национальный проект "Образование"
Территория креативности
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Гармония различий - Дети с нарушением интеллекта
- Категория: Uncategorised
- Обновлено 16.02.2016 12:36
- Создано 16.03.2015 10:39
- Автор: Администратор сайта МАОУ ДС № 120
- Просмотров: 5820
"Дети с нарушением интеллекта"
Характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности):У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдается соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.
Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста:
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи, когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. — отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч. — расстройство сочленения) — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).В целом, большинство дошкольников с нарушением интеллекта овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.
Система коррекционной работы включает:
Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю. Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведения нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.Группы для детей с нарушением интеллекта функционируют в МБУ детских садах № 53, 139 г. Тольятти.
Оцените уровень коррупциогенности в нашем детском саду
Проголосовали: 21
Пробуем опрос
Проголосовали: 1
Комплексная безопасность
Дом, где живёт здоровье
Актуально
Инклюзивная деятельность
Здоровье и безопасность
Консультационный пункт "Содружество"
Странички педагогов
Наши достижения
Нам важно Ваше мнение
Оцените уровнь коррупциогенности в нашем детском саду
Проголосовали: 9