Сенсорное развитие детей с ЗПР

Особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Воспитатель Гариева Лариса Витальевна

МБУ ДС №120 «Сказочный» г.о. Тольятти

 Концепция математического образования в РФ

ü создании пространственно-развивающий среды.

ü предоставлении информационной среды.

ü образовании различных ситуаций и средств поддержки ребенка.

 ФГОС                    

Под математическим образованием в период дошкольного детства  мы понимаем целенаправленный процесс обучения математике и восприятие математической культуры в соответствии с содержанием уровня современного общества, который способствует развитию личности готовой применять знания, умения, навыки в практической деятельности и жизненной ситуации.

 Математическая культура – личностно интегративное качество - объём знаний

-умение применять их.

 

Проблемы детей с задержкой психического  развития (ЗПР) выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает.

У детей с ЗПР отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков: 

 

Указанные особенности ребенка с ЗПР вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие к семи-восьми годам дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению по следующим показателям:

- мотивационно

-по запасу знаний и представлений

-по степени сформированности  учебных навыков

-по уровню развития воли и саморегуляции

 

Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первым шагом по оказанию помощи является сенсомоторное развитие ребенка.

Под сенсорным развитием ребенка понимают развитие его восприятия, а также формирование устойчивых представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине, положении в пространстве и т.д.). Итогом сенсорного развития дошкольника является овладение сенсорными эталонами, имеющими определенные речевые обозначения.

С учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:

ü Развитие внимания и наблюдательности;

ü Развитие мелкой моторики;

ü Снятия психоэмоционального напряжения;

ü Развитие эмоционально выразительных движений;

ü Развитие произвольности и самоконтроля;

ü Развитие координации движений;

ü Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

 

 Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детей была организована в нескольких направлениях:

ü организация сенсорно-стимулирующего пространства;

ü организация сенсомоторного уголка в группе детского сада;

ü качественная подборка дидактических игр и пособий;

ü разработка дидактических игр и упражнений.

 Для организации обучения и воспитания детей с ЗПР очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

  Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию.

 В случае затруднения  вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях.  Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития детей.

 

Сенсорное развитие детей с ЗПР