Детские-Песни.Ру

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

вернуться в детство

Логопедическая страничка

                         «КОГДА НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?»

    Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит. Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, нервной системой, а также многие психические заболевания. Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопеда, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невролога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

      Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Почти все речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг развивается отнюдь не всю жизнь. Так, например, фонематический слух можно исправить фактически только до 5-6-ти лет, пока формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи (утверждают нейрофизиологи). Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки – в нашей жизни исправимо всё – просто это займет больше времени.

     Не так страшен логопед, как многие думают, на самом деле он

обаятельный и симпатичный, а самое главное – нужный!

Подготовила учитель-логопед 

МБУ ДС №120 «Сказочный» (3 корпус)

А.Е.Шебаршева

Речевая готовность ребенка к школе (Шебаршева А.Е.)

 


 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Предлагаем вашему вниманию несколько игр для развития речевого дыхания и фонематического слуха:

Игры на развитие речевого дыхания.

Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.

Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Игра «Пёрышко»

Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.

Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.

Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.

Бабочка летала,

Над Машенькой порхала,

Маша не боится,

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.

Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания (вдох носом, выдох ртом).

Используется стакан, до половины наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнок учится контролировать силу выдоха.

Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Дуть на карандаш, находящийся на столе.

 Развитие фонематического слуха

Игры на развитие слухового внимания

Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.)

Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.

Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «О чём говорит улица?»

Игра «Разговор шёпотом»

Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

Игра «Послушай, повтори»

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

Игра «Дятел»

Отстукивание ритма.

Игра «Кубик»

Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

Игра «Назови звук»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Взрослый: Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А ребенок должен называть только этот звук. Например, взрослый говорит: “матрррёшка”, а ребенок должен сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”.

Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Подготовила учитель-логопед 

МБУ ДС №120 «Сказочный» (3 корпус)

Н.Б. Григорьева

 


 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения,именуемые звукопроизношением.

Подробнее в материале, подготовленном учителем-логопедом  А.Е. Шебаршевой "Артикуляционная гимнастика"

 


 

Внимание – Дисграфия у дошкольника!

 Составитель:

 воспитатель подготовительной группы

 Конохова Н.Н.

  «Теперь я первоклассник,

 Я сам беру тетрадь

 Домашнее задание

 Мне надо выполнять.

 Палочки, палочки,

 Палочки кривые,

 А должны быть палочки,

 Палочки прямые».

 Отзвенит первый звонок, и первоклассники торжественно сядут за парты, раскроют новенькие прописи, возьмут ручки... И что мы увидим? Один ученик без особого труда, словно играючи, осваивает искусство письма, а у другого, как он не старается, дело не движется: противные палочки не желают выстраиваться в ряд, крючки падают со строчек, уж когда дело доходит до букв и первых слов, малыш и вовсе попадает в аутсайдеры: «Не стараешься! Неаккуратный! Ленивый! Безграмотный!»- какие только упреки не приходится выслушивать бедняге, который провинился лишь в том, что стал жертвой дисграфии.

 Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. 

Если внимательно понаблюдать за малышами-дошкольниками, то можно заметить некоторые симптомы, свидетельствующие о том, что в школе у ребенка могут возникнуть проблемы с освоением навыка письма. Как правило, дисграфия, развивается у тех детей, у кого недостаточно сформированы высшие психические функции, участвующие в процессе письма, а значит, если ребенок предрасположен к дисграфии, в его общем развитии и поведении будут заметны следующие особенности:

  -          с трудом овладевает навыками самообслуживания (отказывается застегивать пуговицы, завязывать шнурки, самостоятельно обуваться, одеваться, раздеваться, умываться …);

 -          к шести годам не определена ведущая рука или ведущей является левая, отмечается задержка в осознании строения тела, следствием чего будут трудности в ориентации, как в реальном пространстве, так и на листе бумаги;

 -          невнятная, нечеткая речь, дефекты произношения, бедность словарного запаса, с искажением произносит сложные слова (добавляет или пропускает слоги), затрудняется при пересказе прочитанного текста, с трудом заучивает наизусть стихи и т.д.;

 -    бедность игровой деятельности: сюжеты игр однообразны, характер     игры     определяется не замыслом, а игрушкой; групповые игры не привлекают, малыш отдает предпочтение игре в одиночестве; в играх не использует предметы, замещающие реальные объекты (палочка, например, может служить и градусником, и пипеткой, и ложечкой и т.д.);

 -    недостаточное развитие   мелкой   моторики, которое   проявляется    в    неточных, несогласованных движениях пальцев и кисти, трудности взаимодействия зрительной   и   двигательной   координации   столь   необходимой   для творческой деятельности, следствие чего является отказ от работы с карандашом, ножницами, пластилином, мозаикой и т.д.

 Для профилактики дисграфии необходимы занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. Дошкольникам и ученикам начальных   классов, страдающим  дисграфией, полезно   раскрашивать картинки.

 Предложите ребёнку занимательные задания:

 - Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом

 - Обвести букву по точкам

 - Слепить букву из пластилина

- Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала)           - «Нарисовать» букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой)

 - Определить, на что похожа буква

 - Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение)

- Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга) - Обвести найденную букву (красным или синим цветом)

- Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении)

- Собрать букву из двух половинок

- Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их

- Назвать, написать, достроить недостающую букву в слове…

При этом необходимо помнить следующее:

1       Важны не скорость и количество, а правильность и тщательность выполнения задания.

2       Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить классическую музыку, она помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение.

3       В своих отзывах старайтесь не использовать негативных оценок, стремитесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка. Помните, что одобрение и поощрение ребенка способны разорвать порочный круг не успешности, породить надежду и веру в собственные возможности, подтолкнуть ребенка к новым усилиям.

4       Перед началом работы необходимо проверить, правильно ли сидит ребенок, правильно ли он держит ручку.

Итак, не тратьте дошкольное детство на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой – раскраской, где присутствуют занимательные задания, и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! Уважаемые родители, будьте настойчивы, и у вас все получится!


 

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

 

О ВРЕМЕНАХ ГОДА С ПОМОЩЬЮ СХЕМ.

 

 Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Особо важной является работа по формированию связной речи посредством составления описательных рассказов с помощью схем (алгоритма).

 

 Составлению рассказов по данным схемам предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от образовательной деятельности время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Все рассказы можно начинать  так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

 

  1. Солнце, тучи. В первом квадрате схемы нарисовано солнце, тучи и другие природные явления. Дети рассказывают, например, о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т.д.)
  2. Одежда людей. На этой части схемы изображена одежда. Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.
  3. 3.                Труд взрослых. Ребенок рассказывает, чем занимаются взрослые в то или иное время года: собирают урожай и т.д.
  4. 4.                Изменения в жизни птиц. Изображены птицы.  Дети в своем рассказе отражают  изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи  и другие      перелетные птицы улетают в теплые края» или  «зимой на деревьях     можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек      заботится о них, ставит кормушки»)
  5. Изменения в жизни животных. Изображены животные. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года  ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной  просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).
  6. Детские забавы. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие листья,  купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т.д.

 

Подготовила учитель-логопед Шебаршева А.Е.

Составление описательных рассказов

Памятки для родителей "Как помочь ребенку развить связную речь?", "Советы логопеда заботливым родителям". Подготовила учитель-логопед Шебаршева А.Е.

 


 

 

Грамотная речь ребенка

 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

 

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

 

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

 

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

 

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

 

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

 

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

 

Зелёный -…дом, помидор.

 

Зимняя -…одежда, рыбалка.

 

Домашнее -…печенье, задание.

 

3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

 

Проворонила ворона воронёнка.

 

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

 

 4. «Общие слова».

 

1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

 

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

 

5. «Четвёртый лишний».

 

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 

6.  «Посчитай». Считаем всё, что можно

 

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

 

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

 

пять красных яблок и т.д.

 

7. «Скажи наоборот».

 

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 

Наречия: далеко-…, высоко- …

 

8. «Подбери слово»

 

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

9. «Большой - маленький».

 

Ребёнку предлагается назвать ласково,

 

н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

 

10. «Отгадай загадку».

 

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 

Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 

11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 

14. «Расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

15.«Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

 

Подготовила учитель-логопед 

 

МБУ ДС №120 «Сказочный» (3 корпус)

 

Н.Б. Григорьева

 

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Оцените уровень коррупциогенности в нашем детском саду

низкий - 66.7%
средний - 9.5%
высокий - 23.8%

Проголосовали: 21
Голосование для этого опроса закончилось on: 16 Дек 2022 - 12:37

Пробуем опрос

хорошо - 100%
фигово - 0%
не получилось - 0%

Проголосовали: 1
Голосование для этого опроса закончилось on: 01 Март 2018 - 11:50

 

Инклюзивная деятельность

Наши достижения

Нам важно Ваше мнение

Оцените уровнь коррупциогенности в нашем детском саду

Низкий - 77.8%
Средний - 0%
Высокий - 22.2%

Проголосовали: 9

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №120 «Сказочный» городского округа Тольятти (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>


Персональные данные опубликованы на официальном сайте в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами ОУ: Положение о политике в отношении обработки персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей) и работниковПоложение о защите персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей)Положение о конфиденциальности информации, Политика конфиденциальности официального сайта