РИП "По тропинкам земли Самарской"

Детские-Песни.Ру

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

вернуться в детство

Гармония различий

 В помощь родителям, имеющим детей с инвалидностью

16 ноября - день Толерантности

Люди с ограниченными возможностями здоровья в истории России


"Добро порождает добро"

Вы не одни.

Родители, узнав об инвалидности своего ребенка, реагируют похожим образом. Первая реакция – непринятие: «это не могло случиться со мной». Непринятие быстро сменяется злостью, которая может быть направлена на медицинских работников, которые рассказали вам об инвалидности ребенка. Злость может повлиять и на взаимоотношения между супругами, с дедушками и бабушками, с другими важными для семьи родственниками. Такое ощущение, что злость – сильнейшее чувство, через которое проходят все. Ее порождает чувство большого горя и огромной неожиданной потери, которое невозможно объяснить или побороть.

Страх – еще одна реакция. Люди больше боятся неизвестности, чем известности, точная информация о диагнозе и перспективах ребенка в будущем пугает меньше, чем неизвестность. В любом случае, однако, страх за будущее ребенка – это чувство, испытываемое всеми: каким будет ребенок в пять, двенадцать, двадцать один? Что с ним будет, когда я умру? Потом возникают другие вопросы: «Он когда-нибудь выучится? Сможет он окончить школу? Сможет ли он любить, жить, смеяться, делать все то, о чем мы мечтали?»

Другие вопросы без ответов порождают страх. Родители боятся, что состояние ребенка может быть самым худшим их возможных. В течение нескольких лет я общалась с родителями, которые говорили, что их мысли были исключительно пессимистичны. В голову приходят воспоминания о людях с инвалидностью, встреченных раньше. Есть страх неприятия со стороны общества, страх того, как такая ситуация повлияет на жизнь братьев или сестер, вопрос будут ли еще дети в этой семье, сомнения в том, будет ли муж или жена любить этого ребенка. Такие мысли могут просто обескуражить человека.

Далее следует вина, вина и беспокойство по поводу того, что они – родители – могли стать причиной инвалидности ребенка. Они думают: «Я сделал что-то не так? Я наказан за что-то? Я недостаточно следила за собой во время беременности? Следила ли моя жена за собой во время беременности?»

Иногда чувство вины может выражаться в религиозном аспекте в виде наказания или кары божьей. Часто родители плача спрашивают: «Почему я? Почему мой ребенок? Почему бог дал это мне?», как часто мы поднимаем глаза к небу и спрашиваем, что мы сделали, чтобы заслужить такое испытание. Одна молодая мама однажды сказала мне: «Я чувствую себя такой виноватой, ведь ни разу в жизни у меня не было трудностей и лишений, а сейчас Бог дал это мне».

Замешательство также характерно для этого периода. Оно происходит от того, что человек не до конца понимает, что происходит и что произойдет. Замешательство проявляется в бессоннице, неспособности принять решения, эмоциональной перегруженности, информация может казаться неясной и искаженной. Вы слышите слова, которых раньше нигде не слышали, термины, которые описывают то, что вы не понимаете. Вы пытаетесь понять и найти смысл в той информации, которую вы получаете. Часто родители и те, кто пытается донести информацию об инвалидности, ребенка говорят на разных языках.

Бессилие, невозможность изменить ситуацию очень сложно принять. Родители не могут изменить тот факт, что у их ребенка есть инвалидность, но им нужно чувствовать, что они могут справиться со своими жизненными проблемами. Очень трудно заставить себя прислушиваться и следовать рекомендациям, суждениям и мнениям других людей. Более того, эти другие люди – часто незнакомцы, с которыми пока не выстроены доверительные отношения.

Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Это чувство вместе с представлениями о ребенке, которые были до того, могут привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

Непринятие. Непринятие может быть по отношению к ребенку, медикам, супругу. Одной из самых сильных форм неприятия, которая встречается редко, является тайное желание смерти ребенка. Такое чувство посещает родителей, находящихся в глубокой депрессии.

В такой период, когда столько разных чувств переполняют сердце родителей, сложно измерить, насколько сильно то или иное чувство. Не все родители проходят через именно такую последовательность ощущений. Но при всей сложности ситуации очень важно для родителей понимать те чувства и эмоции, которые они испытывают, понимать, что они не одни и могут предпринять конструктивные действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и поддержку.

Ищите помощи других родителей. Наш первый совет: найдите других родителей ребенка с инвалидностью и попросите их помочь. Существует много организаций и групп родителей детей-инвалидов, которые помогают другим родителям.

Говорите с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми.

За многие годы своего общения с семьями с особыми детьми мы увидели, что супруги не делятся друг с другом чувствами, возникающими по поводу проблем ребенка. С другой стороны, супруги часто обеспокоены тем, что не могут поддержать друг друга. Общаясь в сложные времена, эти пары становятся сильнее. Важно понимание того, что вы можете по-разному воспринимать свою роль, как родители, видеть разные пути решения проблем. Постарайтесь рассказать друг другу, что вы чувствуете, и понять другого, если ваши мнения не совпадают.

Если у вас есть другие дети, говорите с ними тоже, не забывайте о них, удовлетворяя их эмоциональные потребности. Если вы чувствуете себя опустошенными и не можете нормально общаться с другими вашими детьми, найдите в вашей семье человека, который на время возьмет на себя эти обязанности. Боль, разделенная, не так тяжела, иногда помочь может и профессиональный психолог. Если вам кажется, что это принесет результаты, используйте и помощь профессионалов.

Живите сегодня. Мысли о будущем могут парализовать вас. Нужно отбросить вопросы: что если в будущем…? Это может казаться невероятным, но хорошие вещи начнут происходить каждый день. Беспокойства о будущем только истощат ваши ограниченные ресурсы. Вам есть, о чем подумать, проживайте каждый день шаг за шагом.

Выучите терминологию. Когда вы сталкиваетесь с новой терминологией, не бойтесь узнавать смысл слов. Если во время разговора, кто-то использует непонятное вам слово, остановите разговор и выясните значение этого слова.

Ищите информацию. Некоторые родители находят тонны информации, некоторые не столь настойчивы. Самое важное – искать точную правдивую информацию. Не бойтесь задавать вопросы, ответы на вопросы будут первой ступенью к пониманию ребенка. Правильное формулирование вопросов – это искусство, которое может сделать вашу жизнь легче в будущем. Хорошо перед встречей написать вопросы и записывать их, когда они возникают по ходу встречи. Просите копии всех документов и записок о вашем ребенке у врачей, педагогов и других специалистов. Хорошо купить папку, в которую складывать все документы, касающиеся ребенка.

Не позволяйте себя запугать. Многие родители чувствуют себя неуверенно в присутствии медиков или педагогов из-за их профессионального опыта, и иногда из-за их манеры себя вести. Не пугайтесь профессионализма тех людей, которые взаимодействуют с вашим ребенком, вы имеете право узнавать обо всем, что происходит. Не беспокойтесь, что вы надоели специалисту своими вопросами: это ваш ребенок, данная ситуация больше всего влияет на его и вашу жизнь, и поэтому для вас очень важно узнать как можно больше.

Не бойтесь показать свои чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои чувства. Им кажется, что показав их, они будут выглядеть слабыми. Самые сильные отцы детей с инвалидностью, которых я знала, не боятся показать свои чувства, поскольку понимают, что это не сделает их слабыми.

Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости. От горечи и злости не уйти, когда вы понимаете, что должны пересмотреть планы и мечты, которые были связаны с ребенком. Очень важно понимать, что вы злы, и работать с этой злостью, может быть, и с посторонней помощью. Может, сейчас вы не поверите, но жизнь будет улучшаться, и придет тот день, когда вы снова будете видеть все в положительном свете. Понимание и работа над своими негативными чувствами помогут вам быть сильнее и подготовиться к другим вызовам жизни, а также эти чувства перестанут отнимать у вас энергию и силы. Оптимизм – это лучшее средство от проблем. На самом деле во всем, что ни случается, есть что-то хорошее. Видение чего-то хорошего уменьшает боль от плохого. И делает жизненные проблемы проще.

Будьте реалистом. Быть реалистом значит понимать, что в жизни есть вещи, которые мы можем изменить. Быть реалистом значит также понимать, что в жизни есть вещи, которые мы не можем изменить. Наша задача, понимать, что мы можем изменить, а что нет.

Помните, что время играет на вас. Время действительно лечит. Это не значит, что воспитание ребенка с инвалидностью дается очень легко, но это будет справедливо, если мы скажем, что со временем многие проблемы решаются. Поэтому время на вашей стороне.

Не забывайте о себе. Во время стресса все ведут себя по-разному, но все равно некоторые общие советы можно дать: помните о себе, достаточно отдыхайте, ешьте так хорошо, как сможете, выходите из дома и общайтесь с людьми, которые могут вам оказать эмоциональную поддержку.

Избегайте жалости. Инвалидом ребенка делает жалость ваша и других. Жалость не то, что вам нужно. Вам нужно скорее сочувствие.

Решите, как реагировать на окружающих. В этот период вас может огорчать или злить отношение других к вам или вашему ребенку. Многие реакции людей на серьезные проблемы происходят по причине незнания, непонимания, страха перед чем-то неизвестном или просто незнанием, что сказать. Поймите, что многие люди не знают как себя вести при встрече с инвалидами. Решите для себя, как реагировать на пристальные взгляды, вопросы, не отдавайте слишком много энергии на переживания по поводу неприятных вам реакций чужих людей.

Помните, что это ВАШ РЕБЕНОК. Это ваш ребенок, и это самое главное. Может быть, его развитие будет отличаться от развития других детей, Но это не означает, что он менее ценен, менее полноценен и меньше нуждается во внимании и любви. Любите своего ребенка и получайте удовольствие от него. Во-первых – это ребенок, а, во-вторых, он инвалид, помните об этом. Постарайтесь делать позитивные шаги навстречу ребенку, вам обоим это будет полезно, и вы научитесь думать о будущем с надеждой.

               Помните, вы не одни. Чувство одиночество и изоляции испытывают все родители. Понимание того, что эти чувства испытывают многие, а также осознание того, что услуги и понимание будут доступны для вас и вашего ребенка поможет вам.


Как оформить инвалидность ребенку?

   Уважаемые родители, мы должны извиниться за несколько формальный язык данной заметки, но поскольку вам необходимо заниматься решением различных проблем, связанных с обучением, лечением и реабилитацией ребенка, этим языком нужно овладеть, т.к. чиновники различных служб – тот барьер, который вы должны преодолеть «без потерь». 
{pagebreak}

      Прежде всего, перечислим нормативные акты, которые регулируют и определяют порядок и правила  признания человека инвалидом (все эти акты есть на нашем сайте). 
       1.  Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением  Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. N 95 ( в редакции от 31.12.2009) 
       2.  Изменения, которые вносятся в Правила признания лица инвалидом,  утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 247 
      3. Приказ  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н "КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ". 
       4. Федеральный закон  от  9  декабря  2010 г.  N 351-ФЗ "О внесении изменений  в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 
      5. Порядок выплаты компенсации  за  самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (Приказ Минздравсоцразвития России №57н от 31 января 2011 г.) 
        На нашем сайте вы найдете полные тексты необходимых для вас документов. 
      Признание ребенка (и любого лица) инвалидом осуществляется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ по месту жительства), где и дается комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности ребенка и гражданина  в соответствии с утвержденными классификациями и критериями. 

Какие необходимы документы для МСЭ?

•         Направление учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы) или управления  социальной защиты населения 
•         Медицинские  документы,  которые  подтверждают  нарушение  здоровья   ( выписки  из  больниц, заключения специалистов, история болезни) 
•       Заявление законного представителя ребенка (или самого лица, направляемого на экспертизу) 
•       Иногда  МСЭ  требуют  дополнительные  документы – свидетельство  о  рождении ребенка, копию  трудовой книжки работающего совершеннолетнего гражданина и др. 
         Если по состоянию здоровья ребенок или гражданин после 18 лет  не может присутствовать при проведении экспертизы, то (по заключению лечебного учреждения) МСЭ может быть проведена на дому или в стационаре, где он находится на лечении, либо – заочно – с согласия законного представителя ребенка (или самого гражданина). 
          Помните, что Вы имеете право привлекать для участия в МСЭ любого специалиста (за счет собственных средств), но – только с правом совещательного голоса. 

Что служит основанием для признания лица инвалидом?

         При этом важно помнить, что согласно п.п. 5,6  Правил признания лица инвалидомоснования для признания лица инвалидом должны присутствовать, так сказать,  в совокупности: 
     « а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;    
      б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); 
           в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию». 
         А эти условия определяются уже в соответствии с Классификациями и критериями,используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. 

         И здесь вас ждут  «подводные камни»: 

        Изменения, которые вносятся в Правила признания лица инвалидом,  дают надежду на то, что категория «ребенок-инвалид» и у инвалида с детства (с последствиями   ДЦП)  будут устанавливаться без срока переосвидетельствования (через 1-2 года), в соответствии с п.6  Перечня заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений,нарушений функций органов и систем организма,при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования... устанавливается гражданам...: 

           «Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия)». 

          Но требование,  «чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу….., содержались данные об отсутствии положительных результатов … реабилитационных мероприятий», на наш взгляд – спорно, т.к. признаться в отсутствии положительных результатов врачу-реабилитологу не просто. И круг может замкнуться: при следующем переосвидетельствовании группу инвалидности могут снизить, а иногда – и снять. 

Почему и что изменилось ?

Утратили силу прежние Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности.  Теперь установлены 3 степени способности к трудовой деятельности – как способности осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы. 
К основным видам нарушений функций организма человека относятся: 
нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); 
нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); 
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); 
нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); 
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; 
нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела) 
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности (1 степень - незначительные нарушения, 2 степень - умеренные нарушения, 3 степень - выраженные нарушения, 4 степень - значительно выраженные нарушения). 
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся 3 степени их выраженности: 
способность к самообслуживанию;способность к самостоятельному передвижению; 
способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение;способность к обучению;способность к трудовой деятельности (в Приказе все подробно дифференцируется). 
И снимая инвалидность, часто эксперты МСЭ  утверждают, что не видят признаков ее. Хотя прекрасно знают, что пункт.11 вышеупомянутого Приказа № 1013н  гласит:«Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты». 

На какой срок устанавливается инвалидность?

           Это зависит от группы инвалидности. 
           1)   Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. 
           2) Без указания срока переосвидетельствования – если ребенок или гражданин страдает заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма. 
          3) Категория "ребенок-инвалид (до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом(установления категории "ребенок-инвалид"). 
         В случае признания ребенка или гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. 
         Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования). 
          Мы не будем здесь подробно останавливаться на порядке обжалования решения МСЭ (в случае несогласия с ним законного представителя ребенка или самого гражданина), оформления пенсии и порядке переосвидетельствования – все это есть в официальных документах, размещенных на нашем сайте. 
          Для родителей детей-инвалидов с ДЦП  (да и любого ребенка, нуждающегося в социальной защите) важно добиться установления категории «ребенок-инвалид», желательно -  до 18 лет, а затем – установления инвалидности «без срока переосвидетельствования» теперь уже у инвалида с детства (после 18 лет). 
       Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности. Законодательством не предусмотрено никаких возрастных ограничений для граждан, которые могут проходит экспертизу, при этом детей в возрасте до 18 лет направляют на экспертизу в педиатрические бюро МСЭ. При отсутствии по месту проживания ребенка педиатрических бюро ребенку могут дать направление в одно из общепрофильных «взрослых» бюро или в специализированное «взрослое» бюро в зависимости от инвалидизирующего заболевания. 
Настоящее Направление должно быть не позднее одного месяца со дня выдачи представлено гражданином (его законным представителем) в первичное бюро медико-социальной экспертизы. 
В отдельных случаях (проблемы с пропиской, конфликт родителей с медучреждением и пр.) направление на медико-социальную экспертизу могут выдать сотрудники местных органов управления социальной защиты. Форма направления из районных управлений утверждена Правительством РФ, бланки направлений находятся в соответствующих учреждениях. Однако в этом случае необходимо помнить, что к направлению прилагается полный комплект медицинских документов, подтверждающих наличие, стойкость и глубину заболевания ребенка. Как правило, эти сведения содержатся в медицинской карте ребенка и Истории болезни. Кроме того, обследование отдельных сторон здоровья ребенка будет необходимо проводить на платной основе.   
Наиболее часто возникающие спорные случаи связаны с отказом специалистов медицинских учреждений в направлении ребенка на экспертизу и с отсутствием полностью и добросовестно заполненных Направлений на экспертизу. Здесь необходимо требовать мотивированное и профессиональное обоснование отказа. Необходимо иметь в виду, что указанные действия входят в компетенцию медицинских работников и жалобы на них нужно отправлять в соответствующие медицинские учреждения и в местные и региональные управления здравоохранением. 
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме. 
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования или наблюдения в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. Для целей дополнительного обследования эксперты МСЭ могут рекомендовать помещение ребенка в стационар, однако это не является обязательным. 
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина. Необходимо иметь в виду, что в таких случаях решение может быть принято не в пользу ребенка. 
Конфликты в этой области возникают чаще всего вокруг необходимости для родителей нести дополнительные денежные расходы и тратить много дополнительного времени на дообследование.  Устранить потребность в дополнительном обследовании можно только до получения направления на МСЭ, поэтому родителям нужно быть очень настойчивыми для того, чтобы лечащий врач, оформляющий направление, внес в этот документ максимальный объем сведений о ребенке и о течении его заболевания. 

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). 
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. 
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. 
Освидетельствование ребенка на предмет наличия у него инвалидности проводят врачи-эксперты, имеющие педиатрическую специализацию. В составе экспертной комиссии для легитимности ее решения необходимо участие не менее 4-х экспертов. Решение комиссии в меньшем составе может быть признано неправомочным. 
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро МСЭ  могут участвовать с правом совещательного голоса лечащий врач ребенка, представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля  и представители общественности, рекомендованные родителем освидетельствуемого ребенка. 
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. 
Если по состоянию здоровья ребенок или гражданин после 18 лет  не может присутствовать при проведении экспертизы, то (по заключению лечебного учреждения) МСЭ может быть проведена на дому или в стационаре, где он находится на лечении, либо – заочно – с согласия законного представителя ребенка (или самого гражданина).  

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. 
Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет. 
В ходе освидетельствования встречаются ситуации, когда, по оценке родителя, оно проводится небрежно. В случаях, если не был проведен осмотр ребенка, или состав экспертной комиссии не соответствовал кворуму, или не были учтены сведения о жизнедеятельности ребенка (из его рассказа или не выслушан родитель), эти моменты могут стать весомыми доводами при обжаловании решений экспертной комиссии в суде или в административном порядке. 

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. 
Оно может быть следующим: 
•    Отказать ребенку в признании инвалидом; 
•    Признать ребенка ребенком-инвалидом с установлением срока переосвидетельст - вования и разработать для него индивидуальную программу реабилитации; 
•    Признать ребенка ребенком-инвалидом бессрочно до достижения возраста 18 лет и разработать для него индивидуальную программу реабилитации; 
•    Направить ребенка на дополнительное обследование. 

         После прохождения освидетельствования в бюро МСЭ важно проверить все рекомендуемые реабилитационные мероприятия, указанные  в полученной Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПРИ), в том числе  технические средства реабилитации (ТСР) и  санаторно-курортное лечение. 

И еще – важный момент: 
1. Право ребенка на набор социальных услуг проистекает из статей 6.1 и 6.2 Федеральный Закон от 17.07.1999 178-ФЗ ( в ред. 2010г.) "О государственной социальной помощи", в которых говорится, что "право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: 
9) Дети-инвалиды.1. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, 
2. Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. 
Как Вы видите, здесь условием получения помощи ставятся не квоты, а медицинские показания, стандарты медицинской помощи и пр. Если Вы не отказались от социального пакета, то Вы имеете право на получение жизненно необходимого лекарства в соответствии с решением врачебной Комиссии по направлению врача поликлиники. К сожалению - Перечень жизненно необходимых лекарств сокращен уже почти вдвое. Поэтому, заключение Комиссии Вам будет необходимо, а если Вам отвечают,что квоты по ЖЗВНЛ выполены, то пишите жалобу в "Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства": Российская Федерация, 123098, г. Москва, ул. Гамалеи, д. 13., тел: 8(499) 190 3139 begin_of_the_skype_highlighting БЕСПЛАТНО 8(499) 190 3139 end_of_the_skype_highlighting, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. На сайте ФМБА Вы найдете и все адреса его филиалов и часы приема. Читайте также на сайте РОБОИподробную информацию о порядке обращения в ФМБА. 
Или же обращайтесь в Минздравсоцразвития . 
Как еще Вы можете противодействовать? Еще один способ - получить от врача письменный отказ в выписывании лекарств (или, хотя бы, страницу из медкарты, где описано как, когда, почему Вы обратились и что он сделал), и обратиться на него в суд с иском об обязании должным образом оказать гарантированные законом медицинские услуги . 

        Официальные документы о размерах пенсий ребенка-инвалида, инвалида с детства и компенсационных выплат родителям вы найдете на нашем сайте. Комментарии к ним мы также планируем разместить. 
        Мы также обсудим проблемы обеспечения ТСР и льгот, положенных семьям с инвалидами с детства. И, конечно же, еще многие другие проблемы.

        Пишите и задавайте вопросы – вы должны быть «вооружены».

 

 

 

ЛЮДМИЛА  МОЛЧАНОВА 
                         Председатель правления РОБОИ 
                                                              «Содействие защите прав инвалидов с  последствиями ДЦП»

 

Изменения в законодательстве 
в части признания лица ребенком-инвалидом

6 февраля 2012 года внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». 
Так, если ранее категория «ребенок-инвалид» устанавливалась на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет, то с внесением изменений в указанные Правила категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

Новым в указанных Правилах является и то что, гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Данные изменения вступили в силу 23  февраля 2012 года и были опубликованы в «Собрании законодательства РФ» - 13.02.2012, в «Российской газете» - 15.02.2012.

 

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.02.2012) 
"О порядке и условиях признания лица инвалидом"
Ред. 30.12.2009, недействующая Ред. от 06.02.2012, действующая
Постановление Постановление
от 30.12.2009 N 1121) от 30.12.2009 N 1121, от 06.02.2012 N 89)
Правила признания лица инвалидом 
II. Условия признания гражданина инвалидом
Правила признания лица инвалидом 
II. Условия признания гражданина инвалидом
10. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет. 10. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
  Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
  не позднее 6 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

   Данный материал взят с сайта - Региональная общественная благотворительная организация инвалидов РОБОИ.

 


Что такое ПМПК?

Запись на ПМПК в Тольятти:

Тел. 76-99-74, г. Тольятти, ул. Громовой, 44

 Тел. 24 23 70, г. Тольятти, ул. Чайкиной, 37

 

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами с целью выявления нарушений развития (как правило, нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, нарушения зрения, нарушения слуха и др.) и определения возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе (детском саду).

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно специалисты детского сада, школы или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее назначенный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенка обследуют сразу несколько специалистов: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, родители. Они задают вопросы и предлагают задания на выявление уровня внимания, восприятия, мышления, речи ребенка, на определение эмоционально – личностных характеристик и определение причин выявленных нарушений. 

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК.

Перед прохождением консилиум необходимо собрать пакет документов:

- выписка из истории развития ребенка (педиатр);

- справка ЛОР - врача;

- справка окулиста;

- справка врача психиатра (детям с 4 лет);

- справка врача – невропатолога (детям до 4 лет);

- представление учителя – логопеда (дефектолога);

- представление педагога – психолога;

- характеристика воспитателя;

- 4-5 рисунков,

а также:

- паспорт родителя (законного представителя), свидетельство о рождении ребенка.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В выписке ПМПК будет содержаться информация:

  • Соответствует ли развитие ребенку возрасту; если нет – то каков диагноз (например, общее недоразвитие речи и т.п .).
  • Рекомендации по дальнейшему обучению (например, в специализированной группе для детей с нарушениями речи и т. п.)
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Что делать с выпиской ПМПК?

Если вы решили принять к сведению рекомендации ПМПК, то Вам необходимо с данной выпиской обратиться в ближайший МФЦ и встать в очередь на получение места (или перевод) в группе компенсирующей направленности.

В городском округе Тольятти коррекционную помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) оказывают следующие муниципальные бюджетные учреждения детские сады:

  • МБУ детские сады №№ 73, 81, 92, 113, 126, 128, 143,  163, 195, 200, 16, 23, 33, 36, 69, 125, 138, 147, 151,  167, 196, 199, 25, 41, 43, 45, 53, 54,  84, 90, 93, 104, 153,  МБУ НШДС № 48, МАОУ детский сад № 79, структурные подразделения детские сады МБУ СШ №№ 3, 9, 18, 26, - детям с нарушением речи;
  • МБУ детские сады №№ 5, 33, 56 - детям с нарушением зрения;
  • МБУ детский сад № 43 - детям с нарушением слуха;
  • МБУ детские сады  №№ 53, 120, 125, 139, 180, структурное подразделение детский сад МБУ СШ № 18 - детям с задержкой психического развития;
  • МБУ детские сады №№ 53, 120, 139 – детям с нарушением интеллекта,
  • МБУ детский сад  № 120 – детям-инвалидам с синдромом Дауна;
  • МБУ детский сад № 79 –детям-инвалидам с ранним детским аутизмом (РДА);
  • МБУ детские сады №№ 5, 20, 26, 27, 116, 135, 147, 197, детский сад  МБУ СШ № 26 - детям с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • из них 2 МБУ детский сад № 197, структурное подразделение детский сад МБУ СШ  № 26 – детям-инвалидам с детским церебральным параличом;

МБУ детский сад № 112 – детям с сахарным диабетом и другими эндокринными заболеваниями.


Ребенок с синдромом Дауна(из опыта работы МБУ детского сада № 120)
 Синдром Дауна – это не заболевание, а генетическая аномалия, которая приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится. Именно поэтому правильнее говорить «синдром», а не «болезнь».Синдром подразумевает набор определенных характеристик и особенностей. Свое название он получил благодаря британскому врачу, впервые его описавшему – Джону Л. Дауну. Синдром Дауна очень распространенная аномалия. С ним рождается примерно 1 ребенок из 700. Сейчас благодаря методам диагностики беременных эта цифра несколько меньше, 1:1000. Единственный способ выяснить, есть ли у ребенка хромосомная аномалия - это сделать анализ жидкости из пуповины. Всем мамам, которые находятся в зоне риска, рекомендуется его сделать.Новорожденный ребенок с синдромом ДаунаОпытные врачи детей могут определить таких с первых дней жизни. Их отличает ряд характерных признаков.Признаки ребенка Дауна:

  • плоское лицо и широкий плоский нос;
  • косой разрез глаз. У внутреннего угла глаза имеется складка;
  • коротка голова, плоский затылок, аномалии ушей;
  • открытый маленький рот. Короткое небо, язык не вмещается, торчит изо рта;
  • гипотонус – слабый мышечный тонус. Повышенная подвижность суставов;
  • 45% детей с синдромом Дауна наблюдается одна поперечная складка на ладони.

Как правило, ребенок с синдромом Дауна имеет и внутренние аномалии. Наиболее частые среди них:врожденные пороки сердца. Они встречаются у 40% детей;
проблемы со зрением. Врожденное косоглазие, катаракта, глаукома;
нарушение слуха;
патологии в пищеварительной системе;
иногда у ребенка могут наблюдаться остановка дыхания во сне, это связано с аномалиями в ротоглотке;
заболевания эндокринной системы;
нарушения в опорно-двигательном аппарате (дисплазия тазобедренных суставов, отсутствие одного ребра, деформация грудной клетки, низкий рост).

  • Тем не менее, окончательный диагноз выставляется только после результатов анализа на количество хромосом. Его проводит генетик.В большинстве своем дети с синдромом Дауна отстают в развитии от своих сверстников. Раньше считалось, что такие дети умственно отсталые. Но сейчас об этом говорят все меньше. >Действительно, развитие ребенка Дауна замедленно, но они такие же дети, как и все остальные. И их успешное вхождение в жизнь зависит от того, насколько близкие люди отнесутся к этому с пониманием.Почему рождаются дети Дауны?Синдром Дауна появляется в результате генных нарушений, при которых в каждой клетке организма имеется лишняя хромосома. У здоровых детей в клетках имеются 23 пары хромосом (всего 46). Одна часть достается ребенку от мамы, другая от папы. У ребенка с синдромом Дауна в 21 паре хромосом имеется лишняя непарная хромосома, поэтому это явление называют трисомия. Эта хромосома при оплодотворении может достаться как от сперматозоида, так и от яйцеклетки. В результате при делении яйцеклетки с трисомией, каждая последующая клетка также содержит лишнюю хромосому. Всего в каждой клетке оказывается 47 хромосом. Ее присутствие сказывается на развитии всего организма и здоровье ребенка.В целом от чего рождаются дети Дауны, до конца не известно. Специалисты отмечают ряд факторов, при которых этот синдром встречается намного чаще.Причины рождения ребенка Дауна:

Возраст родителей. Чем старше родители, тем выше вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна. Возраст мамы от 35, отца - от 45.
Наследственные генетические особенности родителей. Например, в клетках родителей 45 хромосом, т.е. 21 прикрепляется к другой и ее не видно.
Близкородственные браки.

  • Недавние исследования украинских ученых показали, что солнечная активность может влиять на появление генной аномалии. Отмечено, что времени зачатия детей с синдромом Дауна предшествует высокая солнечная активность. Возможно, не случайно этих детей называют солнечными. Однако когда факт уже свершился, абсолютно не имеет значения, почему родился ребенок с синдромом Дауна. Нужно понять, что он такой же человек. И близкие люди должны ему помочь войти во взрослую жизнь.Развитие ребенка с синдромом ДаунаКонечно, родителям, у которых родился ребенок с синдромом Дауна, придется нелегко. К счастью, сейчас все меньше родителей оставляют таких детей. А, напротив, принимают эту ситуацию, и делают все возможное и невозможное, чтобы вырастить счастливого человека.Такому ребенку обязательно нужно медицинское наблюдение. Необходимо выявить, есть ли какие-то врожденные пороки, сопутствующие заболевания. Доктора могут назначить специальные препараты, которые позволяют уменьшить воздействие синдрома.Родителей часто волнует, сколько живут дети Дауны. В среднем их продолжительность жизни составляет 50 лет.Ребенок с синдромом Дауна развивается медленнее. Он позднее начинает держать головку (к трем месяцам), сидеть (к году), ходить (к двум годам). Но эти сроки можно сократить, если не тянуть и обратиться за помощью к специалистам.Конечно, в нашей стране сейчас для таких детей созданы не лучшие условия. Помимо этого, предрассудки людей препятствуют тому, чтобы такие дети посещали сады и школы. Однако во многих городах есть реабилитационные центры, организованы специальные дошкольные учреждения.Родители ребенка должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить полноценное общение с детьми, посещение коллективных занятий и праздников и т.д.Как правило, для таких детей составляют индивидуальную программу занятий, которая включает:

Специальную гимнастику. Она необходима для формирования моторных способностей. Гимнастику нужно начинать в раннем возрасте и делать ежедневно. По мере взросления ребенка комплекс упражнений меняется.
Массаж – эффективное средство реабилитации ребенка. Способствует общему оздоровлению и развитию ребенка.
Игры с ребенком: пальчиковые, активные. Очень важны коллективные игры.
Изучение алфавита и счета.
Чтение и заучивание наизусть стихов, пение песен и т.д.

  • Основная задача – это максимально подготовить ребенка с синдромом Дауна к самостоятельной жизни. Не изолировать его от общества, не прятать в четырех стенах. Любовь и забота помогут ему пройти через все сложности и жить полноценной жизнью.

"Дети с нарушением интеллекта"

Характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности):У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдается соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.

Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста:

Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи, когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. — отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч. — расстройство сочленения) — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).В целом, большинство дошкольников  с нарушением интеллекта овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Система коррекционной работы включает:

Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю. Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведения нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.Группы для детей с нарушением интеллекта функционируют в МБУ детских садах № 53, 139 г. Тольятти. 


"ЗПР - не приговор"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен, успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном детстве. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка.

Признаки неблагополучного развития у ребенка с ЗПР:

- Ребёнок для своего возраста плохо говорит, избегает речи, заменяя ее другими средствами общения.

- Ребенок часто капризничает, его укачивает в транспорте, иногда он жалуется на головную боль.

- Ребенок может долго "играть", но быстро утомляется при интеллектуальной нагрузке.- Ребенок невнимателен, быстро отвлекается, не любит учить стихи, плохо их запоминает.

- Игры ребенка довольно однообразны, не сопровождаются речью.

- В детском саду жалуются, что ребенок не любит рисовать или плохо рисует.

- В старшем дошкольном возрасте ребенок с трудом осваивает счет, образы букв и цифр, путает их начертание, не может выделить звуки в слове.

Конечно, это только наиболее типичные внешние проявления. Разброс как степени отставания в развитии, так и причин, вызвавших это отставание, огромен. Практически каждый случай - индивидуален, но на сегодня все эти случаи отставания в психическом развитии объединены в одну группу - это дети с ЗПР.Именно таким детям призваны помогать группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Важной целью является попытка помочь тем родителям, которые столкнулись с данной проблемой. Если у ребенка-дошкольника достоверно установлена задержка психического развития, то в большинстве случаев при правильной организации работы с такими детьми через несколько лет никто и не вспомнит, что у них были эти проблемы.Формирование готовности к обучению в школе - цель всей коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками направленной на их всестороннее развитие и обучение.

Задачи коррекционной работы:·       

Сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов- образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;·        освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных)·        освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;·       накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;·   уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;·  формирование идеологической и монологической форм речи, развитие навыков общения;·   развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;·      формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.Специфика специализированных групп детского сада требует от родителей обязательного общения с воспитателем. Приведя ребенка в сад, родители должны рассказать воспитателю об особенностях сегодняшнего состояния ребенка: как спал, настроение, самочувствие. Это нужно, чтобы педагоги учитывали текущее состояние ребенка при организации индивидуальной работы с ним и оценке его поведения. По мере прихода детей, воспитатели проводят индивидуальные занятия по рекомендациям специалистов группы и занятия по плану воспитательной работы.В группах для детей с ЗПР проводится специальная коррекционная гимнастика, которая содержит как общеразвивающие, так и специальные упражнения - дыхательные, артикуляционные и упражнения для развития тонкой моторики. Занятия по плану детского сада проводят учитель-дефектолог и воспитатель, занимаясь с детьми по подгруппам. Например, с одной подгруппой занятие по развитию элементарных математических представлений проводит учитель-дефектолог. Одновременно с ним воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности со второй подгруппой. Затем после короткого перерыва (10 мин.) происходит смена подгрупп.Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.После подгрупповых занятий учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по плану индивидуальной работы с ребенком. Занятия длятся от 15 до 20 минут в зависимости от возраста и возможностей детей. С каждым ребенком учитель - дефектолог занимается индивидуально 2-3 раза в неделю. Практика показывает, что практически в каждой группе есть дети, особенности развития которых временно не позволяют включать их в подгруппы (особенно на начальных этапах работы). Занятия с ними проводятся только в индивидуальном режиме по индивидуальной программе каждый день. При организации индивидуальной работы с детьми педагоги придерживаются гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишить ребенка возможности поиграть с детьми. Таким образом, планирование индивидуальной работы определяется потребностью в ней конкретного ребенка и поэтому жестко не регламентируется.Оставшееся время наполняется организованной воспитателем (или самостоятельно) игрой или предоставляется детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть достаточно обучен, уметь взаимодействовать с товарищами, быть способен руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки.Во время прогулки с детьми с ЗПР педагоги решают как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Воспитатели контролируют соответствие одежды детей погодным условиям и предполагаемой двигательной активности.Во время прогулки коррекционно - образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Иногда планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т.д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.Большое внимание уделяется формированию культутрно-гигиенических нгавыков Этот период времени также используется для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя отработанный алгоритм действий. На этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (картинки-символы с изображениями определенных действий детей, расположенные последовательно в ряд). Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, зрительные опоры убираются, и дети действуют самостоятельно.Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, подготовки ко сну и т. д.). По возможности, в обучении детей действовать в соответствии с алгоритмами, принимают участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, логопед). Это дает возможность каждому сотруднику работать с малой подгруппой (3 - 4 ребенка), что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Педагоги обязательно учитывают темповые возможности детей и степень обученности каждого из них. Например, для детей с последствиями ранних минимальных поражений мозга с их слабой нервной системой, несоблюдение этих условий может привести к невротическим и протестным реакциям - заиканию, энурезу, к отказу от сотрудничества со взрослым, к агрессии и т.п. Во время режимных моментов решаются и воспитательные задачи: детей учат помогать друг другу, учат быть заботливыми и терпеливыми.В вечернее время  воспитатель проводит "коррекционный час". Занятие проводится индивидуально или с малой группой детей по заданиям учителя-дефектолога и логопеда. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, необходимых для усвоения коррекционно-образовательной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность "коррекционного часа", воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Воспитатель занимается непосредственно с каждым воспитанником или с малой подгруппой (2-3 ребенка) по 5 - 10 минут.В план работы группы для детей с ЗПР включены следующие виды детской деятельности:1. Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ).2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.3. Развитие речи.4. - 5. Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Начальное обучение грамоте.6. Развитие элементарных математических представлений (РЭМП).7. Обучение игре.8. Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность).9. Конструирование.10. Труд.11. Социальное развитие12. Ознакомление с художественной литературой.13. Музыка.14. Физическая культура (ФИЗО).Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специализированных групп детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. В более сложных случаях, когда ЗПР имеет осложненный характер или поздно начата коррекционно-развивающая работа (лишь в подготовительной группе), ребенку может быть рекомендовано обучение в классе КРО при общеобразовательной школе или в школе VII вида (по решению психолого-педагогической комиссии).В г. Тольятти коррекционную помощь детям с ЗПР оказывают следующие дошкольные учреждения: МБУ детские сады  №№ 53, 120, 125, 139, 180, структурное подразделение детский сад МБУ СШ № 18. 

 

 

 

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Оцените уровень коррупциогенности в нашем детском саду

низкий - 66.7%
средний - 9.5%
высокий - 23.8%

Проголосовали: 21
Голосование для этого опроса закончилось on: 16 Дек 2022 - 12:37

Пробуем опрос

хорошо - 100%
фигово - 0%
не получилось - 0%

Проголосовали: 1
Голосование для этого опроса закончилось on: 01 Март 2018 - 11:50

 

Инклюзивная деятельность

Наши достижения

Нам важно Ваше мнение

Оцените уровнь коррупциогенности в нашем детском саду

Низкий - 77.8%
Средний - 0%
Высокий - 22.2%

Проголосовали: 9

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №120 «Сказочный» городского округа Тольятти (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>


Персональные данные опубликованы на официальном сайте в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами ОУ: Положение о политике в отношении обработки персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей) и работниковПоложение о защите персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей)Положение о конфиденциальности информации, Политика конфиденциальности официального сайта