Детские-Песни.Ру

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

вернуться в детство

Уголок валеологии в образовательном пространстве группы

 

Консультация для воспитателей

«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников. В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки  личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. 1.Соблюдение личной гигиены.
  2. 2.Рациональное питание.
  3. 3.Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. 4.Соблюдение режима дня.
  5. 5.Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. 6.Профилактика простудных заболеваний
  7. 7.Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  8. 8.Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

Задачи валеологического воспитания:

  1. 1.Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
  2. 2.Накопление знаний о здоровье.
  3. 3.Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Все эти задачи мы решаем при помощи методов:

Методы:

  •  -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),

  • -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),

  • - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

     упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

    Формы организации детей:

  • НОД;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • дидактические игры;

  • чтение художественной литературы;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • простейшие  опыты;

  • самостоятельное наблюдение;

  • индивидуальным занятиям в уголках здоровья.

  • закаливание, 

  • физическая культура,

  •  релаксация,

  • физкультминутки,

  • рациональное и полноценное питание,

  • личная гигиена,

  •  использование народных средств,

  • активный труд,

  • рациональный отдых,

  •  прогулки на свежем воздухе.

    Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

    Задачи валеологического уголка:

    - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

     - формировать осознанное отношение к своему здоровью;

     - знакомить детей со строением человеческого организма;

     - формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

     - формировать гармоничную личность.

    Три составляющие валеологического уголка:

    - питание

    - гигиенические навыки

    - физическая культура (спорт)

    Итак,  первая составляющая – питание:

    Во время приема пищи  используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:

    - Хорошее питание - основа здоровья.

    -Пища - основа жизни.

    - Разумно есть – долго жить.

     Представляю некоторые дидактические  и подвижные игры по воспитанию культуры питания

    Цель: Привитие культуры питания.

    -«Полезно – вредно»

    -«Вместе - отдельно»

    -«Чудесный мешочек»

    -«Что можно приготовить из этих продуктов?»

    - «Что, где растет?»

    - «Соберем урожай»

    -«Волшебная кастрюля»

    -«Витаминная азбука»

    - «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

    Игры для детей от 3 до 7 лет

    Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

    - Детям  3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания  (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

    -Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)

    - Дети 5-7 лет  выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.

    Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.

    - Схема, как правильно чистить зубы.

    -Таблица, как правильно мыть руки.

    - Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.

    - Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.

    -Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/05/orig_48c1c8ce5612a7a7bb88ef4ae255ea54.jpg

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/05/orig_45f2fb5fe806ef8d4a3532d6b940ba98.jpg

    Третья составляющая уголка - физическая культура

    - Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.

    -Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).

    - физкультминутки.

    - картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.

    - Папка « Строение тела»

    - Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).

    -массаж (мячики - ежики).

    В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки,  платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

    Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

    Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами,  ковриком с шипами, ковриками,  сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/05/orig_a9ae47182e055b67ea638f527b8444bb.jpg 

    Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/05/orig_25626f92ef92d7057a160011f375e153.jpg

    Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

    Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов,  дидактические игры, к примеру - « Зуб-неболей-ка».

    Тематические словари:

    -гигиена и здоровье,

    -я и моя безопасность,

    -я и мое тело.

    Дидактические карточки:

    -Азбука здоровья,

    - Как устроен человек.

    Картотеки валеологических игр.

    Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре  представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

    Организуются экскурсии в медицинский кабинет.

    Проводятся  беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности  двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 

    Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

    Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;

  • Повышение педагогической культуры родителей;

  • Пропаганда ЗОЖ;

  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

    Формы работы с родителями:

  1. 1.Общие родительские собрания;
  2. 2.Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
  3. 3.Телефон доверия;
  4. 4.Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
  5. 5.Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
  6. 6.Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
  7. 7.Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. 1.Снижение заболеваемости.
  2. 2.Рост уровня физического и психического здоровья.
  3. 3.Повышение двигательной активности детей.
  4. 4.Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
  5. 5.Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
  6. 6.Общая подготовленность к обучению в школе.
  7. 7.Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

Литература:

  1. 1.Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
  2. 2.Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  3. 3.Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. 4.Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
  5. 5.Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

Портал «Навигатор дополнительного образования Самарской области»

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Оцените уровень коррупциогенности в нашем детском саду

низкий - 66.7%
средний - 9.5%
высокий - 23.8%

Проголосовали: 21
Голосование для этого опроса закончилось on: 16 Дек 2022 - 12:37

Пробуем опрос

хорошо - 100%
фигово - 0%
не получилось - 0%

Проголосовали: 1
Голосование для этого опроса закончилось on: 01 Март 2018 - 11:50

 

Инклюзивная деятельность

Наши достижения

Нам важно Ваше мнение

Оцените уровнь коррупциогенности в нашем детском саду

Низкий - 77.8%
Средний - 0%
Высокий - 22.2%

Проголосовали: 9

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №120 «Сказочный» городского округа Тольятти (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>


Персональные данные опубликованы на официальном сайте в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами ОУ: Положение о политике в отношении обработки персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей) и работниковПоложение о защите персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей)Положение о конфиденциальности информации, Политика конфиденциальности официального сайта