Развивающая среда детского сада и её компоненты

Развивающая среда детского сада и её компоненты

Автор: воспитатель высшей категории Гариева Л.В.

Развивающая среда - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

- обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», но мы в своем исследовании опирались на определение Эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н.Николаевой

Эколого-развивающая среда

Эколого-развивающие пространства

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

Принципы лежащие в основе построения и эколого-развивающей среды.

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2.Принцип активности, самостоятельности, творчества

3.Принцип стабильности - динамичности развивающей среды

4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования

5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7.Принцип открытости - закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

8.Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса,.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

При построении развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать основные принципы: